ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №29»

Профориентационная работа

Письмо Министерства образования СК 5495 от 28.05.19

Письмо Министерства образования СК 5505 от 28.05.19

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 04-58 от 20.05.19

Горячая линия. Письмо Министерства образования СК 7169 от 21.05.19

В целях повышения статуса рабочих профессий, содействии формирования кадрового потенциала предприятий, знакомства учащихся с миром профессий, с возможностью попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников, в Ставропольском крае дан старт реализации Федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных организаций «Билет в будущее»реализуется с 2018 года на основании перечня поручений президента Российской Федерации по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23.02.2018 Пр-328 и Паспорта федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
В 2019 году Ставропольский край стал победителем конкурса по отбору субъектов РФ для реализации практических мероприятий Проекта «Билет в будущее и вошел в число 36 отобранных регионов, которые получат возможность участия во всей линейке практических мероприятий Проекта. Федеральный Проект «Билет в будущее» состоит из трех этапов:
Первый этап — это онлайн-диагностика, которая помогает определить уровень осознанности и готовности учащегося к выбору, степень владения ключевыми гибкими навыками (память, внимание, пространственное мышление, коммуникативность), сферу профессиональных интересов и знания о конкретных компетенциях.
Второй этап предполагает погружение учащегося в выбранную профессиональную среду в формате очных профориентационных событий.
Третий этап предполагает что, на основании данных первого и второго этапов, каждый учащийся получит рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности). В форме рекомендации будет содержаться информация о развивающих мероприятиях, курсах, кружках, доступных в его городе, и максимально подходящих под интересы, а также уровень знаний участника.
Вся информация по итогам профориентационного тестирования, прохождения практических мероприятий, а также данных, полученных от наставников, будет зафиксирована в личных кабинетах участников проекта. На основании этого цифрового портфолио на третьем этапе каждому школьнику будут даны рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности).
В проекте примут участие более 19 тысяч школьников Ставропольского края из 195 образовательных организаций. Нашей Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернат №29 выпала честь стать одной из школ-участниц данного проекта. Значительной частью обучающихся нашей школы являются дети-инвалиды, которым очень важно получить первичные профессиональные навыки для успешной социализации в обществе и правильного определения своего профессионального будущего. Именно из этой категории были выбраны обучающиеся, которые станут участниками проекта. Мы очень надеемся, что они достойно пройдут все этапы проекта, приобретут профессиональные знания, умения, навыки и получат возможность успешно реализоваться в будущем, после окончания школы.

Основные формы профориентационной работы

В работе по paste15различным направлениям определяется круг форм и методов профориентационной работы — это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера — профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д. читать далее

Значительное место в работе социального педагога по профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся. Ознакомление обучающихся с профессиями в процессе беседы социальный педагог проводит по следуюшему плану, который  выделила Т,А.Шишковец ( Справочник социального педагога)

1 Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2 Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3 Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4 Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе;


Профессиональная ориентация обучающихся

План профориентационной работы на 2018-2019 г.

План профориентационной работы социального педагога на 2017-2018 уч. год

Отчет по профориентационной работе 2018-2019 учебный год.

Аналитическая справка по профессионально- трудовому обучению за 1 полугодие 2019 г.


Реализация программ профессионально-трудового обучения за 2018 год

В школе-интернате подготовка детей  с ОВЗ и детей-инвалидов к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой в школе-интернате ведется работа по профориентации, осуществляется система социально-психолого-педагогического сопровождения, помогающая обучающемуся выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Оказание личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей у воспитанников с ОВЗ проводится следующими специалистами: педагогом-психологом, тифлопедагогом, социальным педагогом, классным руководителем, воспитателем, учителями технологии. Систематически ведется работа по формированию  у обучающихся профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии,  потребности и готовности к труду в условиях рынка. Педагогические работники школы-интерната имеют образование в области дефектологии, коррекционной педагогики, профессиональную переподготовку по направлению  «Специальное (дефектологическое) образование». Педагоги прошли курсы повышения квалификации, обучение на семинарах, семинарах-практикумах в рамках проекта федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. «Внедрение программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья».

№ п/п Должность Тематика курсов, профессиональная переподготовка, год Количество часов
1. Заместитель директора по УВР Эффективная модель успешной социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ, 2017 г. 8 ч.
2. Педагог-психолог Конференция для специалистов служб сопровождения системы образования Ставропольского края, 2017 г.

Всероссийский семинар по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов

8 ч.

8 ч.

3. Социальный педагог Профессиональная компетентность социального педагога в условиях реализации современной модели образования, 2017 г. 72 ч.
4. Учитель технологии Совершенствование профессиональной компетенции учителя технологии в условиях реализации ФГОС, 2017 г.;

Дефектология, 2017 г.

40 ч.

502 ч.

Основными формами профориентационной работы являются: диагностика, консультирование, рассказ, объяснение, беседа, экскурсия, анкетирование, тест, проектирование индивидуального образовательного маршрута.

Профессионально-трудовое образование обучающихся, воспитанников школы-интерната (из 101 обучающихся – 38 ребенка-инвалида) не самоцель, а средство их профессиональной реабилитации, конечной целью которой является рациональное трудоустройство, достижение экономической независимости и самостоятельности. В связи с этим в школе-интернате реализуются программы профессионально-трудового обучения с 5 по 9 (10) классы следующих профилей: Слесарное дело, Столярное дело, Швейное дело, Кулинария.

Перечень профилей профессионально-трудового обучения Количество обучающихся по профилям профессионально-трудового обучения

(5-9 классы)

Обучение выпускников в профессиональных образовательных организациях

(наименование учреждения СПО/

направление подготовки (профессия)

Всего выпускники в том числе

детей-инвалидов

 2018 г. 2018 г. 2018 г.
Столярное дело;

слесарное дело;

швейное дело;

кулинария

57 16 21 1. ГБПОУ ГРК Георгиевский региональный колледж «Интеграл»/ «Технология продукции общественного питания»; «Пекарь»; «Лаборант-аналитик»

Анализ дальнейшего обучения выпускников показал, что ребята выбирают специальные профессиональные учреждения, где продолжают осваивать профессию основательно.

Учреждения профессионального образования, трудоустройство 2016 год 2017 год 2018 год
Количество выпускников 9 3 16
ГБПОУ СПО «Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления» 2 2
ГБОУ СПО Георгиевский региональный колледж «Интеграл» 4 3 4
ГОУ СПО Минераловодский многопрофильный колледж 1
ГКОУ«Специальная/коррекционная/общеобразовательная школа-интернат № 18» города Кисловодска 2
ГОУ СПО Ставропольский строительный техникум 1
Ставропольское краевое училище дизайна г. Пятигорск 1
ГОУ Пятигорский торгово-экономический техникум
ГБОУ  СПО «Кисловодский медицинский колледж»
ГБПОУ СПО «Георгиевский колледж» 3
Трудоустройство 2
ГБПОУ «Ессентукский центр реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»/«Оператор ЭВМ и ВМ»
Учебные заведения по месту жительства г. Зеленокумск,

г. Братск, г. Назрань и  др.

1

В 2018 году окончили школу-интернат 16 человек из них: 13 выпускников получили основное общее образование и 3 выпускника –  общее образование, дети с умственной отсталостью. Обучение выпускников действиям по самоподготовке  и саморазвитию, формирование их профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция  профессиональных планов, оценка  готовности к избранной деятельности способствует выбору профиля направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства. Проводится групповое и индивидуальное  консультирование с целью выявления и  формирования адекватного принятия  решения о выборе профиля обучения.

В октябре 2018 в соответствии с  планом профориентационной работы школы-интерната, с целью  знакомства с профессиями и привития профессиональных навыков обучающиеся 8 и 9 классов посетили Y общеобразовательный форум «Найди свой путь к успеху».

12.10.18

В ноябре 2018г. обучающиеся 3 и 4 воспитательных групп  с целью знакомства с миром профессий побывали на предприятии «СофиЛена» Георгиевского городского округа.

DSCN9081